четверг, 7 февраля 2013 г.

ярмарки в солигаличском уезде

В начале 20 столетия в связи с большим населением (около 70 000 чел.) движение в Солигаличском уезде было довольно оживленным. По дорогам уезда ехали крестьяне со своим товаром в базарные села, в обе столицы отправлялись отходники, работали почта и частный извоз. Но из-за отсутствия хорошо устроенных путей сообщения не была достаточно развита промышленность. Она представляла собой мелкие предприятия, работавшие в большинстве своем на внутренний рынок, удовлетворяя нужды местного населения. Отчего практически не перевозились промышленные грузы. Исключением была известь, которую доставляли в Грязовец (Вологодская губ.) и на кожевенный завод в Галич. Также на развитие промышленности влияли цены грузоперевозок, которые в свою очередь зависели от состояния дорожного полотна. На заседании земского собрания 21 сентября 1912 г. гласный (выборный член земского собран

 Строительство каменной мостовой, нач. 20 в., Костромская губ. Фото из книги "Дороги Костромского края".

Для русского человека дорога – понятие относительное. Афоризм Наполеона I «в России нет дорог – только направления» дает исчерпывающую характеристику состояния русских путей сообщения в начале 19 в. Отсутствие проезжих путей одна из причин экономического отставания отдельных регионов и страны в целом. Между тем достаточно было в тот период провести дорогу в бедный бездорожный край, как в нем начиналась иная жизнь: расширялись рынки сбыта, появлялись новые производства, повышались производительность труда, благосостояние и культура населения. Какими бы плохими ни были грунтовые дороги в России, все же они были основными транспортными путями, связывающими города империи. В 1-й пол. 19 в. правительство приняло программу улучшения сухопутных путей сообщения, так как рост грузопассажирских перевозок, вызванный увеличением торговых оборотов в стране, требовал строительства шоссейных дорог. С 1825 по 1861 гг. были построены первые шоссейные дороги с твердым покрытием из мелкого щебня (Петербург-Москва, Москва–Ниж.Новгород, Москва–Смоленск, Петербург–Рига, Москва–Брест-Литовск). Только во второй половине 19 в. начался настоящий бум дорожного строительства. Булыжником мостили не только городские улицы, но и шоссейные пути. Также велось активное строительство железных дорог.

Сухопутным путям в России начали уделять внимание только в 17 столетии. Но в основном это были важнейшие почтовые и торговые тракты, которые даже стали отмечать на картах. При Петре I произошло коренное реформирование всего государственного правления России, в связи с этим и дорожная служба получила дальнейшее развитие и четкость структуры. Конечно, большее внимание уделялось мощению столичных улиц.

Для Солигалича важной транспортной артерией являлась река Кострома. С момента основания города ее использовали для транспортировки больших грузов (сплавляли барки с солью, а позже и с известью). Также до недавнего времени производился сплав леса. В 19 – нач. 20 вв. по реке Костроме между городами Буем и Костромой ходили пароходы, но лишь в весеннее половодье, да иногда осенью, если вода значительно прибывала от дождей. Еще в весеннее время пароходное движение сильно задерживалось сплавляемым по реке лесом. В Солигалич пароход пришел один раз в 1883 году. Это был пробный рейс, и он больше не повторился, так как при поворотах по узкой реке колеса ломались об ивовые кусты. (Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т.1: Костромская и Тверская губернии. – СПб., 2004).

С древнейших времен основными путями сообщения для наших предков являлись реки. Огромная разветвленная водная система служила «дорогами» как летом, так и зимой. По большим рекам как главным торговым путям собиралось население, и образовывались торговые средоточия – древнейшие русские города. А население, удаленное от рек, занималось хлебопашеством и лесным промыслом и доставляло приречным торговцам хлеб, мёд, воск, меха. От наличия путей сообщения зависело благосостояние и развитие древнерусских городов. Москва своему возникновению и росту была обязана не только политике князей, но и географическому положению – она находилась на перекрестье важных торговых путей, также пролегающих по рекам. Водные пути еще долгое время играли важнейшую роль в экономике России.

ПУТИ СООБЩЕНИЯ В СОЛИГАЛИЧСКОМ УЕЗДЕ В КОНЦЕ XIX – НАЧ. XX ВВ.

Булыжная мостовая в д. Вонышево, 2006 г. Строилась военнопленными в годы первой мировой войны. Фото автора.

В интернете публикуется впервые. Ранее, статья была напечатана в газете Солигаличские Вести за 8.02.2011 и 10.02.2011 г.

Пожелаем автору (еще студенту!) - творческих успехов.

Статья привлекает интересным, подробным и хорошо организованным материалом, и авторским языком. И, казалось бы, какая связь с Православием? Но представьте... Старинные дороги, тракты, и на пригорке, или в лесном просвете - церковь, часовня, крест. Картина будто завершается...

О путях-дорогах российских и солигаличских рассказывает Иван Данильченко, студент истфака Костромского университета. За век-полтора в глубинке похоже, изменилась лишь твердость покрытия дорого, не качество, измученное "ямочным" ремонтом.

Данильченко И. Пути сообщения в Солигаличском уезде...

Костромская епархия

Выделенная опечатка:

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ПРИХОД г.Солигалич - Данильченко И. Пути сообщения в Солигаличском уезде...

Комментариев нет:

Отправить комментарий